Прослушать музыку

Состояние отрасли

________________________

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» распространяются на художественные народные промыслы и ремесла.  Федеральный закон от 06.01.1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» в преамбуле подчеркивает, что народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации,  сохранение, возрождение и развитие которых является важной государственной задачей.

Без поддержки на уровне правительства проблемы промыслов в суровых условиях рыночной экономики не решить. Для начала стоит отметить, что законодательство РФ имеет разграничение между механизмами поддержки «народных художественных промыслов и ремесел» и собственно «ремесленничества».

Что касается ремесленничества, не относящегося к народному художественному, то здесь мы не будем останавливаться подробно. Скажем лишь, что эта сфера в основном регулируется Федеральным Законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В России в настоящее время фактором сдерживания этого бизнеса является непринятие Государственной Думой Федерального Собрания проекта основополагающего Закона «О ремесленной деятельности». Упомянем, что в стране также функционируют разного рода общественные организации (ремесленные палаты, гильдии, ассоциации и пр.), большинство из которых созданы в форме некоммерческих организаций и финансируются инициативными группами мастеров.

Что касается организаций народных художественных промыслов, отвечающих критериям субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с вышеобозначенным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то они также имеют право на получение государственной поддержки, предусмотренной  ст. 23.

Подробнее поговорим об организациях народных художественных промыслов, выпускающих изделия НХП. Виды изделий НХП перечислены в Перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденном приказом Минпромнауки РФ от 15.04.2009г.  N 273.  Для признания образцов изделий изделиями народных художественных промыслов необходимо пройти аттестацию художественно-экспертного Совета (коллегиальный экспертный орган).  В случае признания их образцами НХП признанного художественного достоинства, автору присваивается звание «Мастер народных художественных промыслов».

На уровне субъектов федерации реализация государственной политики в области народных промыслов в качестве своей правовой основы имеет, главным образом, соответствующие законы и программы. В большинстве регионов вопросы развития промыслов решаются самостоятельно муниципалитетами. На сегодняшний день в более, чем 30 субъектах Российской Федерации приняты законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие меры государственной поддержки народных художественных промыслов. В ряде субъектов Российской Федерации утверждены региональные целевые программы, направленные на поддержку организаций народных художественных промыслов. В Кабардино-Балкарии на сегодняшний день нет действующей целевой программы развития народных художественных промыслов. Помощь этой сфере на данный момент оказывается в рамках республиканской Государственной Программы «Культура Кабардино-Балкарии на 2013-18гг.», утвержденной Постановлением Правительства КБР № 256-ПП от 17 сентября 2013г.

Тем не менее, если учесть какое социально-экономическое и культурное значение имеют для национальной республики ее народные художественные промыслы, значимость развития этого направления велика. Успешное принятие и реализация программы развития народных художественных промыслов помогла бы, помимо прочего, усовершенствовать нормативно-правовую базу, создать дополнительные рабочие места, расширить ассортимент и рынок сбыта изделий.

Основными причинами современных отрицательных тенденций в сфере НХП являются:

  • недостаток оборотных средств для закупки сырья и материалов;
  • высокий физический и моральный износ технической базы;
  • отсутствие инфраструктуры;
  • недостаточность государственной поддержки;
  • низкая конкурентоспособность, обусловленная часто высокой ценой на изделия ручного труда;
  • низкий уровень оборота капитала;
  • неразвитость маркетинговой деятельности;
  • отток мастеров высокой квалификации из организаций народных промыслов и уменьшение занятости в этой сфере;
  • отсутствие государственного заказа на изделия НХП;
  • необходимость технического перевооружения и обновления основных фондов.

По нашей оценке на данном этапе необходимо проработать и реализовать:

—  Меры финансовой поддержки народных художественных промыслов (субсидирование части затрат на оборудование, сырье, коммунальные услуги, аренду, бизнес-займы и т.д.);

—  Меры инфраструктурной поддержки (создание салонов, магазинов, «ремесленных городков», мастерских, музеев, постоянного фонда);

—  Меры информационно-рекламной поддержки (создание видео-презентаций, каталогов, буклетов, телепередач, конференций, поддержание постоянного интернет-ресурса);

—  Меры, направленные на стимулирование органов местного самоуправления по развитию промыслов на подведомственной территории (предоставление субсидий и грантов муниципалитетам на реализацию проектов в сфере НХП);

—  Меры, направленные на продвижение продукции производителей народных художественных промыслов за пределы региона (оплата за счет бюджета выставочных площадей на всероссийских, международных, межрегиональных выставках).

К сожалению, сфера художественных промыслов заметно отстает в развитии от основных экономических трендов в стране. Однако, учитывая, что вход для малого бизнеса здесь наименее затратен, а бытовые услуги и небольшие производства не развиты, этот род деятельности выделяется одним из приоритетных для развития в стране активной предпринимательской среды.
Создание благоприятного бизнес-климата, привлекательной среды для развития малого и среднего бизнеса в сфере народных промыслов совместно с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями, предпринимателями, бизнес-сообществом города и республики должно стать фундаментом, на котором строится все основное.

Процесс развития идет слабо из-за обилия на рынке дешевого импортного ширпотреба, запутанных правил предпринимательской деятельности, оформления прав собственности, подключения к сетям, тяжеловесности бюрократического аппарата, небольшой активности и некоторого недоверия самих предпринимателей. Мастера зарабатывают копейки, занимаясь ремеслом ради самого ремесла. Помощь государства народным умельцам, конечно, нужна. Повторяясь, особо отметим, что развитию производства государство может содействовать, предоставляя больше помещений под мастерские и для торговли — бесплатно или за символическую арендную плату; предоставляя льготы на коммунальные услуги (особенно для энергоемких производств); снижая налоги. В нашей стране наиболее «продвинутые» регионы пошли именно этим путем.

Одна из важнейших проблем, на которой хочется остановиться и которую не решить без участия государства —  это необходимость введения запрета на производство традиционных для Кабардино-Балкарии изделий за рубежом. Вот, что к примеру, рассказывала по этому поводу один из российских мастеров художественного стекла Юлия Крутеева:  «Мне повезло учиться в Венеции, в школе стеклоделов, куда иностранцев вообще берут неохотно, а китайцам просто отказывают. Так вот, стекло, которое продается в Венеции, постоянно проверяют на происхождение и горюют, что выявили целых шесть процентов товара китайского производства. Там берегут свое ремесло, поэтому венецианское стекло — это бренд. И мне страшно обидно за наш огромный, богатейший край, который практически ничего не может предложить туристам».  Это же касается и нашей республики:  если гость приезжает в Кабардино-Балкарию, то он хочет увезти отсюда эксклюзивный «брендовый» сувенир, а не китайскую подделку. Сейчас почти все, что можно назвать «наша национальная гордость» носит метку «сделано в Китае». Мы уверены, что с этим можно бороться законодательно. Укрепляя нормативную базу, пошагово, но уверенно мы приближаемся к положительным результатам в деле сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного искусства.